вторник, 8 августа 2017 г.

Немного о чертях




  В Татарстане есть старинный, с тысячелетней историей, городок Елабуга. Выехав в нее из холодной и дождливой Казани, проехав чуть более 200км, попали в теплое и солнечное место - Чертово городище. Вид с этой, когда-то окруженной рядом валов крепости, находящейся на возвышенности, впечатляет. 


  


  Это удивительное место, откуда не хочется уходить. Прежде всего, здесь ошеломляюще красивый вид. Крутой берег с видом слияния рек Камы и Тоймы, златоглавых церквей старой Елабуги и нереально окутанного клубами химических производств Нижнекамска. Здесь старинная башня булгарских племен, в реставрации которой участвовал еще отец живописца Шишкина, елабужский градоначальник. Интересно смотрится "новодел" в виде хана на лошади. Это лучшее место для фотосессии, вы обязательно встретите здесь свадебный кортеж или экскурсии. Шикарное, очень энергетичное место.


  Как именовали своё поселение на крутом берегу угры или финны до прихода болгар, мы уже никогда не узнаем. А то, что название Алабуга закрепилось за городом уже в домонгольский период, не вызывает никаких сомнений. В татарских преданиях не сохранилось другого названия данного поселения. Почему же именно Алабуга и что, собственно, означает это название? Есть масса предположений на этот счёт. 

  
  Ссылаясь на В. Н. Татищева и П. Ф. Эрдмана, историк А. Х. Халиков подводил название "Алабуга" к подводному камню, который ещё в начале XIX в. был известен под названием "Бык" или "Большой бык" и создавал страшные быстрины, способные опрокидывать суда, плавающие по Каме. Этот камень был уничтожен в первой половине XIX в., так как мешал развитию Камского судоходства, а "Малый бык" и по сей день находится напротив д. Котловка. А. Х. Халиков писал: "Булгары, а затем и их потомки назвали это место Ала-буга. Бык - по-булгарски "буга" (бугай - по-южнотюркски). На древнетюркском boga - герой, богатырь. То есть это слово, соединенное с самим объектом (в данном случае с камнем-порогом), могло вызывать образы и быка, и богатыря, и злого змия (ещё одно значение буги), и даже колдуна-беса (по В. В. Радлову). У древних тюрок (в том числе, очевидно, и ранних булгар) слово "ала" обозначало "недобрые помыслы, козни, дурные свойства". В целом общее слово "Алабуга" могло обозначать злого быка, недоброго богатыря или злую змею. В таком качестве выступала и сама первопричина названия".

  Кстати, о камне-быке упоминает и автор "Казанской истории", приписывая местному "бесу" и лоцманские обязанности. В этом же сочинении упоминается и "змий велик, огнен", который вылетел из мечети. Если вспомнить, что драконы (Бараджи) и змеи (Джиланы, Зиланты) были покровителями - тотемами столичных и наиболее важных городов болгар, происхождение название города Алабуга от страшного, грозного змея-защитника будет небеспочвенной.


  Во время одной академической экспедиции, Чертово городище исследовал  русский путешественник Николай Петрович Рычков. В своей книге "Журнал, или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 гг." он поведал легенду о логове змея-оракула.

 
  В ней говорилось, что раньше на месте Чертова городища стоял храм древних язычников. Согласно легенде, Чертово городище свое название получило от змея-оракула (или черта), который жил в  языческом храме, стоявшем на высокой горе, на правом берегу Камы. Змей-оракул был известен на всю округу (а так же далеко за ее пределами) своими предсказаниями. Ответы оракула славились точностью и потому к оракулу со всех сторон шли те, кто желал узнать судьбу. В качестве платы за предсказания, змею приносились человеческие жертвы из плененных врагов.


  Перед тем, как Булгарское царство было разрушено, этот змей неожиданно куда-то исчез. И напрасно царь того народа спрашивал оракула о том, как спасти свой край и свой народ от тех, кто шел с севера. Ответа не было... Вскоре царь и его народ стали жертвой могущественного неприятеля.


  Перекликается с легендой о змее и тот факт, что в Казани были специальные ворота - "Елбугины" - и выходили они на Алабугу. К этому периоду относится легенда о том, что ужасный змей украл красавицу-дочь у одного из елабужских баев и что храбрый джигит Чуранай спас ее...

   
  О происхождении самой башни Чертова городища есть не менее интересный миф, который рассказывают приезжающим в Елабугу туристам.
  Во времена, когда люди не знали историю происхождения башни на высоком берегу Камы, они складывали различные легенды относительно её возникновении. Одна из них гласила, что башню за ночь построили черти.


  Жил в селе Трёхсвятском поп, у которого была дочь красавица. Она была так хороша, что чёрт влюбился в неё и просил попа выдать дочь за него замуж. Поп, конечно же, был против, но чёрт оказался столь назойлив, что отец красавицы уже и не знал, как отделаться от такого жениха. И тогда поп решил поставить чёрту невыполнимое условие: если чёрт за ночь построит на горе церковь, он отдаст ему дочь в жёны. И незваный жених согласился.
  Едва село солнце, собрал чёрт своих чертенят и давай работать. Всю ночь на горе шумели и гремели черти, работали, не покладая рук, - оставалось только покрыть церковь крышей и водрузить на неё крест. Да тут петух и запой: стройка вся и рассыпалась, камнями о берег и легла.
  Вот так находчивый поп обманул нечистую силу. А попова дочка благополучно осталась дома.


  В 1875 году известный журналист и писатель Василий Иванович Немирович-Данченко путешествовал на пароходе по Каме. От своих спутников, словоохотливых крестьян и мещан, он услышал и записал множество замечательных прикамских легенд, историй и сказаний. В том числе и елабужскую легенду про Ермака и чёрта.

 
«...начиная от Елабуги и выше, — писал В.И.Немирович-Данченко в книге путевых очерков, — что ни место — то былина. Предания за преданиями и в них уже слышится имя Ермака. Вот, например, деревня Подмонастырье. Оказывается, что на горе когда-то обитель стояла. Кама здесь шалит. Течение ее загромождено крупными камнями, кстати же, она излучину делает, так что кипень здесь и для парохода не совсем безопасная, не говоря уже о барках, которые разбивались тут десятками, если не приставали несколько выше к берегу и не молились в монастыре. Народ толковал, что в самой излучине чёрт сидит, которому дана была власть разбивать барки, не пристававшие к монастырю».
  «Только Ермак этого чёрта и ограничил, — рассказывает старик-мещанин из Елабуги, в большом зеленом картузе, с громадным козырем в виде навеса. — Он с одного инока крест взял и бросился в самую излучину к чёрту. Схватились они там — поднялись. Кама выше берега вскипела вся. Надел Ермак Тимофеевич крест на чёрта и сгинул он с той поры совсем!.. Оттого и монастыря не стало, потому приставать к берегу не требовалось, монахи обеднели и разошлись кто куда».


  Мы с удовольствием провели выходной день в Елабуге вместе с котом Яном. Добро пожаловать и всем желающим в этот уютный красивый городок.